Дж.Нурбахш. Бог суфиев
С точки зрения суфия Бог - это Абсолютное Бытие, и всё, что существует, предопределено Им или свидетельствует о Нём. Суфии утверждают, что бытие всего существующего обусловлено бытием Бога и представляет собой проявление этого Бытия, без которого не существовало бы ничто. Как говорит Руми:
Мы - небытие,
демонстрирующее иллюзию существования.
Ты же - Абсолютное Бытие
и наше единственное существование.
Суфии не отделяют подлинную реальность существования от существования Бога. Стих из Корана "Бог есть Свет небес и земли" традиционное исламское духовенство истолковало так, что Бог - это источник всего света, который льётся на небеса и землю. Суфии дают иную трактовку этого стиха. Смысл его они видят в том, что Бог - это истинное бытие, реальность небес и земли.
Прозрение, что существует только одно Абсолютное Бытие во всей вселенной и что всё существующее своим бытием обязано Его существованию, названо философией Единства Бытия (вахдато'л-воджуд).
Мы, однако, не считаем это философией. Философия - это нечто, сотворённое умом и потому подверженное переменам. В отличие от неё познание Единства Бытия - это восприятие сердца и, следовательно, вечно и неизменно. Философия относится к сфере ума и рассудка, тогда как восприятие Единства Бытия происходит в любви, откровении и духовном видении. Поэтому, с нашей точки зрения, правильнее говорить о принципе, нежели о философии Единства Бытия.
Аналогия, иллюстрирующая, что подразумевается под "Единством Бытия"
Если мы уподобим Абсолютное Бытие океану, тогда волны этого океана можно ассоциировать с бытием индивидуумов, чья подлинная реальность - вода. Преходящая форма каждого индивидуального бытия - это отдельная волна, которая сохраняет очертания не более чем на мгновение, а потом их утрачивает, тогда как реальность волны, то есть вода, вечна. Пока индивидуум осознаёт себя как волну определённой формы, он ничего не сможет узнать о воде. Когда исчезнет представление об океане как о зыбком мире волн изменчивой формы, тогда только и откроется, что на самом деле нет ничего, кроме воды. Поэтому великие суфии отрешились от своих волн-самостей в воде Абсолютного Бытия, где из глубин души у них вырывались возгласы: "Истина - это я! Слава высокой ступени, которой я достиг!" и "Под этим покровом нет ничего, кроме Бога!" Эти восклицания изумляли и ошеломляли непосвящённых. Шах Ниматулла говорит об этом так:
Волна, море и пузырь пены -
все три они - одно;
Каким бы большим или малым ни представлялось их число,
на самом деле это всё - Одно.
Абсолютное бытие можно сравнить со светом, а бытие индивидуумов - с тенями. До тех пор, пока тень остаётся тенью, она ничего не может знать о свете. Если свет отступает от тени, тень всегда следует за ним. Таким образом, если кто-то устремляется на поиск истины, опираясь на свои собственные силы, это - как та тень, и истины он никогда не достигнет. Такого рода действие свидетельствует о том, что истина на самом деле ускользает от него. Только когда свет надвигается на тень, освобождая её оттого, что создавало её "затенённость", тень становится светом. Как сказал Магриби:
Никому не удастся своими ногами добраться до Бога;
Чтобы прибыть в квартал, где обитает Бог,
надо идти туда его ногами.
Если представить себе Абсолютное Бытие как точку, тогда бытие индивидуумов можно сравнить с линиями или узорами, возникающими из единой точки. Какая бы форма ни была развёрнута перед нашим взором, она на самом деле преходяща. Какую бы форму мы ни созерцали, она воистину - не более чем точка. В "Гюльшан-и раз" ("Тайном саду роз") Шабистари написал:
Все эти формы "инаковости"
на самом деле суть не что иное, как иллюзии, порождаемые вами.
То, что заставляет воспринимать точку как окружность, -
не что иное, как скорость, с которой она движется.
В завершение отметим, что, с точки зрения суфия, сфера индивидуального существования, которое представляет собой один из уровней бытия, - лишь продукт воображения, но в то же время воистину это - Реальность. Она - продукт воображения для того, кто находится "в тени", и, напротив, это - основа Бытия, когда её рассматривают со стороны Реальности, то есть Света. Как говорил Шах Ниматулла:
На безграничных пространствах мира
и в каждой малой его детали
Всё, что мы видим, это сияние,
исходящее от Лика Друга.
суфизм, суфии, дервиши, дарвиш, дарвиши, факир, совершенный человек, единство бытия, единобытие, бог суфиев, кутб, джавад нурбахш, вахдат ал-воджуд, ниматулла, магриби
- Просмотров: 22143